Его пейзажи хранятся в частных и общественных коллекциях России, Германии, Франции, Италии, Португалии, Дании, Голландии, Болгарии, Сербии, Турции, США, Китая, его ученики уже сами растят новые поколения живописцев, а он стал членом Союза художников России лишь три года назад, когда друзья настояли и взялись за оформление документов. Сам он однажды брался за это дело, но забыл сдать бумаги в срок. А в детстве мечтал стать конюхом.
На фото: С. В. Здухов (в центре) с друзьями, коллегами, единомышленниками на открытии юбилейной выставки
На экзамен -с одним карандашом
28 мая свой юбилей отметил Сергей Владимирович Здухов – мастер, человек разносторонний, с твердыми жизненными убеждениями, интересный собеседник. К его юбилею было приурочено открытие очередной персональной выставки в Общественном историко-краеведческом музее, а несколькими днями позже состоялся наш разговор с художником в его в мастерской. И оказалось, что живописцем он стал неожиданно для себя самого, а первого ученика взял еще в студенческие годы. Тогда Сергей Владимирович сумел подготовить студента-медика к поступлению в петербургскую Академию им. Репина. Студией «Юный художник» руководит уже почти 33 года.
– В детстве я хотел быть военным летчиком или конюхом, – рассказывает Сергей Владимирович. – Мама родом из Белгородской области, и меня каждое лето отправляли туда. А там были колхозы и много лошадей. Верхом меня посадили в три года, и потом я ждал каждого лета, чтобы туда поехать и кататься на лошадях. И свою жизнь хотел связать с лошадьми.
В то же время Сергей много рисовал. Лошадей, которых так любил, и персонажей книг. Читал много, постоянно пользовался обширной отцовской библиотекой, стал завсегдатаем городской и с упоением перерисовывал иллюстрации. Увлекся античностью – читал все, что мог найти по теме, без конца срисовывал мифологических героев. Потом заинтересовался темой казачества. Читал о Разине, Пугачеве, освоении Даурии, и все это изображал на бумаге. Но вот двоюродный брат Сергея поступает в военное летное училище.
– Буду летчиком, тоже туда пойду! – твердо решил я, - вспоминает Сергей Владимирович. - В голове у меня были одни самолеты. Читал все, что мог найти о советских авиаконструкторах, о Великой Отечественной войне, сравнивал самолеты наши с американскими и немецкими, зарисовывал их. И все это наблюдал друг моих родителей Юрий Алексеевич Голованов. Сам он окончил текстильный институт, занимался авиамоделированием в ДОСААФ. «Тебе надо стать художником», - убеждал он, но я стоял на своем.
Тогда Юрий Алексеевич стал привозить в дом Здуховых книги о художниках. Ненавязчиво, исподволь он сумел заинтересовать подростка этой темой, и к 10 классу тот решил поступать в художественное училище. Правда, никаких особых знаний у него для этого тогда не было. Это сейчас приволжские ребята изучают под руководством С.В. Здухова все основы изобразительной грамотности, а тогда их учитель приехал на экзамен с одним карандашом и без каких бы то ни было представлений об основах художественной грамотности.
- Естественно, два балла по рисунку, трояк по живописи и четыре по композиции. Благополучно пролетел и приехал грустный домой, - с улыбкой говорит нынешний корифей. – Здесь меня устроили на Василевскую фабрику художником-оформителем, и однажды я случайно попал в художественную мастерскую комбината, где работали художники текстильного рисунка. Раньше я думал – ну что это, цветочки рисовать, а оказалось, что это не только цветочки, и что даже цветочки – тоже красиво. В итоге в училище я больше поступать не стал, а пошел сразу в техникум на художника текстильного рисунка.
Учеба с перерывом на армейскую службу, работа в той самой художественной мастерской комбината, поступление в текстильный институт. Заниматься хочется и текстилем, и живописью, сложно сделать выбор, но ситуация, которая возникла на предприятии в 90-е, расставила все по своим местам: художник ушел, скажем так, в «чистое искусство». Сейчас Сергей Владимирович работает, в основном, маслом. Предпочтение отдает пейзажу, пишет также портреты.
Север, горы, осень
– Я люблю осень - не яркую, меланхоличную. И весну, когда все просыпается, но еще лежит снег, и появляются проталины. Люблю старые города, еще не изуродованные современным архитектурным дизайном. Природу: горы, речки, поляны, лесочки. Еще люблю портреты. Пишу своих учеников, друзей.
Художник не устает повторять: писать надо только то, что хорошо знаешь, и то, что любишь. Все остальное не интересно. Что касается пейзажей, то пишутся они на пленэре, куда частенько выезжает художник. Путешествует он исключительно с этюдником. Крым, Кавказ, средняя полоса России, Сербия, Болгария, Германия, все три бывшие прибалтийские республики, Белоруссия, Украина - их виды запечатлены Сергеем Владимировичем многократно. А особенная его любовь - это север России: Архангельск, Соловки, Каргополь. И, конечно, Плес.
Множество портретов было написано С.В. Здуховым в рамках проекта «Холст, масло». Его участники создают работы, посвященные людям труда. Земледельцы и скотоводы, сотрудники МЧС, ГАИ, ФСБ, летчики, актеры, режиссеры, цирковые артисты - их портреты были представлены на многочисленных выставках. Сейчас - новая тема. Художники пишут представителей разных национальностей, проживающих в Ивановской области, а их около ста тридцати. К ноябрю планируется большая выставка в областном центре.
Сергей Владимирович Здухов - последователь русской классической реалистической школы. Эталоны для него - работы Левитана, Серова, Репина, Шишкина, Васнецова, реалистические полотна Врубеля, картины советских художников 60-х - 70-х годов.
- Старая советская школа - это просто потрясающе. Тогда были замечательные художники-колористы, и нынешние художники так не работают - не могут просто, - замечает Сергей Владимирович. А вот современное искусство он не жалует. Нынешние «прямоугольники», всевозможные перформансы с приколачиванием органов на Красной площади, созданием странных куч - это, по его мнению, упадок, тупиковая ветвь, которая, однако, успешно прививает молодежи любовь к пошлости. Сам же Сергей Владимирович, отстаивая традиции русской классической школы, прививает любовь к ней и своим ученикам.
Талант заключается в труде
Окончив институт, дипломированный уже художник стал давать уроки на дому - родители приводили детей с просьбой позаниматься. Потом появилась возможность преподавать в музее, который располагался рядом с СЮТ, затем - в самой СЮТ, а после ее закрытия студия переместилась в ГДК.
- У нас в Приволжске очень талантливые дети, - утверждает наш собеседник. - Не знаю, может ли похвастаться какой-то другой районный центр тем, что столько детей поступает в высшие учебные художественные заведения при том, что нет художественной школы, только студия. У меня пять человек окончили Академию им. Репина, трое — Суриковский институт, двое - Российскую академию живописи, ваяния, зодчества им. Глазунова. А это - ведущие художественные заведения в нашей стране.
Однажды выставку работ учеников С.В. Здухова по инициативе представителя Академии живописи организовали в столичном Гостином дворе (торгово-выставочный комплекс). По сей день там висит грамота за эту выставку, подписанная Зурабом Церетели.
Так может, дело в педагоге? От него, конечно, многое зависит, но главное здесь - не навредить, не отбить желание рисовать, считает Сергей Владимирович. Самые младшие дети у него рисуют, часто прерываясь на переменки, в которые можно и побегать, и пошалить. Серьезная подготовка начинается лет с двенадцати, когда «в голове что-то есть», как говорит педагог. Когда у подростков уже появляется цель стать дизайнером, мультипликатором, скульптором, живописцем, архитектором. И есть понимание того, что нужно много работать для ее достижения.
За основу своей преподавательской методики С.В. Здухов взял методику профессора, преподавателя Императорской академии художеств П.П. Чистякова, у которого учились и Репин, и Суриков, и Серов. Детям дается задание нарисовать лист бумаги. Две линии вправо, две - вниз, но на то, чтобы понять, как «сломать» двухмерное пространство и изобразить трехмерный предмет, уходит много времени. Да, ученикам объясняются законы перспективы, световедения и многое другое, но осознать эти сведения в полной мере и применить их на практике - дело непростое. Большинству это дается с мучениями, но учитель говорит — научишься рисовать листок бумаги, кубики, шарики, научишься рисовать и человека.
Сергей Владимирович считает, что рисовать при большом желании может научиться каждый, что у детей есть врожденное чувство композиции, и утверждает, что даже сам учится у своих учеников.
- Талант заключается в труде, - убежден С.В. Здухов. - Если ты будешь трудиться, значит будешь рисовать. Леонардо Да Винчи говорил, что рисунок - это математика в первую очередь, и знания этой художественной математики я даю. Хотя есть художники-рисовальщики, а есть художники-живописцы, колористы. Вот колористом надо родиться, хотя и учиться необходимо.
Гражданин должен быть
со своей страной
Наш юбиляр много работает, но до сих пор продолжает читать. Сейчас он перекладывает закладки сразу в трех изданиях. Впервые - в воспоминаниях о художнике, посвященных В.Д. Поленову, и уже в который раз - в сатирических сочинениях древнего римлянина Лукиана и в Библии.
Увлекается исторической литературой: изучает труды Ключевского, Карамзина, Гумилева, Соловьева, а также версии так называемых альтернативных историков.
- Спорю, когда охаивают Советский период, говорят, что там был застой, что там все плохо, - рассказывает Сергей Владимирович. - Уверен, что Запад никогда нас не оставит в покое, продолжая провоцировать и втягивать в вооруженные конфликты, как делал это на протяжении многих столетий. Сейчас разговариваю по поводу СВО со многими своими друзьями. Считаю, что если ты гражданин своей страны, ты должен быть со своей страной, со своей Родиной. Я знаю, что такое фашизм. Моя мама пережила оккупацию, ее топили в колодце ребенком, поэтому мне не надо рассказывать, что фашисты, Бандера - это освобождение, я знаю, кто такие бандеровцы. И борьба сейчас идет не с Украиной, а с фашизмом. С нами воюют многие страны, только чужими руками, и надо иметь мужество защищать свою страну. А те, кто убежал, я считаю, это подонки и предатели.
Беседуя об истории, о событиях современности, снова возвращаемся к портретам. Художник вспоминает героев, которых ему выпало рисовать.
- Вот писал ветеранов ФСБ, это люди уникальные, - рассказывает С.В. Здухов. - Например, Б.В Карпов штурмовал дворец Амина в Афганистане, награжден Орденом Красной Звезды. Человек просто потрясающий, и мы до сих пор общаемся. Писал я и тех, кого уже нет в живых. У меня есть картина «Футбольное поле боя», она сейчас хранится в музее ФСБ. Очень тяжело мне давалась эта работа. На ней - Макар Гончаренко и Николай Коротких, ивановские футболисты, которые перед войной уехали в Киев и играли там, а когда началась война, остались на Украине в качестве разведчиков и стали участниками знаменитого «Матча смерти». Тогда их команду «Старт» заставили играть с немецкими профессионалами, игра завершилась победой советской команды. Устроили матч-реванш, в котором «Старт» снова одержал победу. Есть версия, что наша команда победила вопреки требованиям нацистов проиграть. Вскоре немцам стало известно о том, что некоторые футболисты работают на советские спецслужбы, начались аресты, пытки, расстрелы.
Готовясь к написанию этой картины, Сергей Владимирович изучил множество документов, пересмотрел большое количество фотографий, но работа шла тяжело, буквально физически давило осознание ужасов, которые творили тогда фашисты на Украине.
Еще одно полотно С.В. Здухова, связанное с войной, - «1942 год. Радиоигра». Оно тоже посвящено реальным событиям, и его написание имело неожиданное продолжение. На картине - уроженец Лухского района Алексей Морозов, который в годы Великой Отечественной выполнял секретное задание контрразведки, поставляя немцам ложную информацию. Тогда Сергею Владимировичу сказали, что Алексей Морозов погиб в 44 году под Кенигсбергом и был посмертно награжден орденом Красной Звезды. Спустя несколько лет художник получил письмо от женщины из Новосибирска, которая просила прислать фото картины. Она рассказала, что Алексей Морозов - ее дед, и в 44-м он выжил, обосновался в Сибири и стал летчиком. А картина сейчас хранится в Плесском музее-заповеднике.
На фото: на пленэре с воспитанниками
Пишу, как умею
Сергей Владимирович Здухов - член Ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО, Международного художественного фонда, Союза художников России, Союза дизайнеров России, Сообщества плесских художников, его работы высоко ценятся, однако сам он относится к этому спокойно и ставит на первое место творчество как таковое.
- Я пишу так, как умею, а не как кому-то хочется, - говорит он. - Мне важен процесс. Я просто люблю жизнь и пишу то, что люблю.
Материал подготовила
Ю. Татакина