А. И. Суровой 20 ноября исполнилось 85 лет. Она родилась и живёт до сих пор в д. Косиково ныне Новского сельского поселения. Груз своих лет ощущает и не скрывает этого, делает акцент на том, что многие годы в 20-м веке захватила, и вот уже в 21-ом более двух десятков прожито. Воспоминания о прошлом у Ангелины Игнатьевны чёткие, с интересными подробностями и деталями, имеют они и краеведческую ценность. Порядок у неё не только в мыслях, но и в делах: дом она содержит в полном порядке, ничего лишнего не хранит, даже фотоальбомы - в отдельных коробках, все фото подписаны её аккуратным учительским почерком. Тут не только родня с указанием всех имён и фамилий, причём с маминой и папиной стороны по отдельности, но и снимки рабочие: Креневская школа, в которой она трудилась долгие годы, ученики и педагоги, события.
На фото: коллектив Креневской школы. А.И.Сурова в первом ряду слева
Дом, в котором она живёт, перешёл ей по наследству от мамы, ещё в 1968-м году та переделала его, обновила, и даже сейчас спустя столько лет, он как новенький – брёвнышко к брёвнышку, печь русская побеленная, которую Ангелина Игнатьевна топит по мере необходимости. «Люблю её тепло, - говорит она, - оно – особое. Обволакивает, окутывает, напоминает о детстве, о временах, когда мама, стоя у печи, готовила еду для нас, двух её дочек». Отец Ангелины Игнатьевны погиб на войне. Сначала, по её словам, маме принесли извещение, что он пропал без вести, а потом очевидец событий рассказал, что он утонул при форсировании Днепра. События 1943-го года, в которых пришлось участвовать её отцу, вошли в историю войны, как одни из самых трагических, а число погибших в битве за Днепр указывается как более 417 тысяч… Зинаида Алексеевна Сурова, так звали маму, осталась одна с двумя детьми. «Она была необыкновенно мудрой, заботливой, и сделала для нас всё, чтобы мы не были ни в чём обделены и получили образование».
Свою Ильинскую школу, в которой училась, да и само Ильинское, Ангелина Игнатьевна помнит, как сейчас: «Было там две церкви, одну ломали, в другой – молокозавод, один дом и школа (начальная). Немаленькое это было здание, с длинным коридором, длинными классными комнатами, двумя туалетами, большой раздевалкой. Ребят училось тут много, ходили сюда из всех соседних деревень. Первую учительницу звали Анна Ефимовна Метёлкина. Она была непререкаемым авторитетом не только для детей, но и для взрослых. Просто богиня, ангел. Я училась хорошо, но помню одну двойку и случай, когда Анна Ефимовна меня вы-гнала из класса, потому что я громко смеялась. А дело было в том, что одноклассница Люська залезла под парту, а вылезти не смогла – зацепилась. И так смешно её голова торчала, что я не могла удержаться от смеха». В 1957-м году Ангелина закончила семилетку с похвальной грамотой. Она не сомневалась, что будет учительницей, как говорит сама, других профессий и не знала. Поступила в Вичугское педучилище на отделение учителей начальных классов. 3 года отучилась в Вичуге, а затем, после расформирования учреждения, год в Иванове. «Закончила учёбу, а распределения нет. Надо самим трудоустраиваться. Приехала домой, пошла в наше районо, где мне сказали, что мест нет. Но потом нашлась работа в Оделёвской школе, и то на замену, пока основной учитель из декрета не выйдет», - рассказала А.И. Сурова. Боевое крещение получилось настоящим:\ 4 класса сразу: сначала она вела 2 урока у двух классов, потом ещё 2 у других, а потом ещё 2 у всех вместе. Итого 6 уроков в день. Это очень много. Поделилась она и интересной подробностью про жизнь в Оделёвской школе: ей поручили давать звонки с урока и на урок, но как такового звонка не было – ни колокольчика, ни тем более электрического, дали только будильник, по которому надо было сверять время и громко объявлять, что урок окончен или перемена. И вот однажды, вспоминает она, дети так раздурились на перемене, так увлечённо пускали бумажные галочки, что вовсе не услышали голос учителя, извещавшего, что пора на урок. Она несколько раз в полный голос заявляла, что перемена окончена, но никто не реагировал. «Оставалось только зареветь и уйти, - с улыбкой вспоминает она. – Пришла к Софье Михайловне (учителю), та успокоила и сказала, что надо просто подождать. Так и вышло. Когда вернулась через некоторое время, дети сами успокоились, была тишина и порядок». Вот какие сознательные были тогда ребятишки!
А через полгода (1958-ой год) открылась вакансия учителя начальных классов в Креневской школе. И Ангелина Игнатьевна поспешила на новое место работы. Сейчас упоминаний об этой деревне, что рядом с Филисовым, становится всё меньше, да их практически нет, а тогда Кренево было большим населённым пунктом – с сельсоветом, медпунктом, домом культуры, школой, магазином. «Я обрадовалась, но и испугалась! - вспоминает моя собеседница. – Так было страшно прийти на новое место, в новый коллектив. И до того испугалась, что не вышла на работу в 1-ый свой рабочий день, а это была суббота, 15 августа, а субботы тогда не были выходными днями. Пришла в понедельник. Никакого скандала по этому поводу не случилось, но замечание от директора получила». Как выяснилось, боялась она совершенно зря: её ждал дружный коллектив педагогов во главе с прекрасным директором Зоей Андреевной Семёновой – умным и чутким руководителем, профессионалом своего дела. Здесь ей предстояла долгая, интересная, насыщенная всякими событиями жизнь, растянувшаяся на более чем 40 лет. Поселили её на квартире у одной хорошей женщины, с которой Ангелина Игнатьевна сразу нашла общий язык. Потом к ней подселили другую учительницу – Фаину Александровну Альбицкую (фамилия в замужестве). Девушки подружились, стали буквально сёстрами и продолжают дружить до сих пор. Рядом с ними жила и директор, которая их частенько приглашала на чай. Да, вот так запросто!
«Я помню себя с красным галстучком – мне поручили и пионерскую работу, - говорит она, - я всегда старалась выглядеть как настоящий учитель – быть строгой, подтянутой. Входила в класс и приветствовала детей словами, которые нам советовали произносить в училище: - Здравствуйте дети, спинку выпрямили, ноги поставили на подножку, руки сложили на парте, следим за осанкой, смотрим на меня!» Это дисциплинировало учеников, настраивало их на серьёзные занятия. Молодой учительнице достался комплект, состоящий из 1 и 3 классов, малышей было человек 5, учеников постарше – человек 12. В сельской школе специфика такова, что учителю приходится вести урок одновременно с разновозрастными коллективами: пока объясняешь одним, других надо занять самостоятельной деятельностью, потом их роли поменять. В голове учителя должно было тоже происходить быстрое переключение. А потом А.И. Сурова закончила Ярославский пединститут, географический факультет. И разнообразия прибавилось: теперь она уже перешла в среднее и старшее звено и вела географию, химию, биологию и даже физкультуру! «А что такого? – спрашивает она, - всё обычно, сначала было трудно, а потом привыкла». Знаний и умений ей тоже хватало: в училище хорошо научили быть универсалом: и пение вести, и рисование, и физкультуру. А вот с более серьёзными предметами было, конечно, сложнее: каждый день по 4-5 подготовок к урокам, и ладно бы география, но и совсем чужая химия! Но Ангелина Игнатьевна справилась: она уже приобрела опыт, в процессе преподавания училась сама, много читала дополнительной литературы, выписывала журналы по разным предметам. Никуда от неё не делась и общественная работа. Что-то из неё было по душе, а что-то - нет. Кому понравится идти вечером на ферму, чтобы рассказать о состоявшемся съезде КПСС и принятых там решениях! Но учителя ходили, и лекции читали. Или посетить учеников на дому, чтобы проверить как они готовят домашнее задание. Тут тоже не обходилось без проблем: как вечером добираться до соседних деревень – до Горок-Чириковых, Георгиевского? На лошадях или пешком. «Пионерские сборы, торжественные линейки, всякие мероприятия внеурочные, которые мне приходилось организовывать или участвовать в них, так и стоят перед глазами - вспоминает она, - детей в школе было более 130 человек, я работала с радостью и удовольствием». Не забыта и сама школа – не зря фотография здания Креневской школы у А.И. Суровой помещена первой в фотоальбоме, посвящённом школьной жизни. «Она похожа на Красинскую (старую), деревянная, одноэтажная, потом к ней пристройку сделали каменную, пристроив 3 классных комнаты и мастерскую», - вспоминает она. К сожалению, этой школы уже нет, да и в Креневе всего несколько жилых домов осталось… «Не жалею, что выбрала профессию учителя, - подводит итог А.И. Сурова, - другой бы я себе сейчас и не пожелала. Счастье, что мне довелось работать в таком прекрасном коллективе. Это были профессионалы с большой буквы». Сразу 3 учителя этой школы, включая директора З.А. Семёнову, учителя истории О.Г. Тальянову, и сама Ангелина Игнатьевна, имели звание Отличников народного просвещения.
На фото: так выглядела Креневская школа
Всё в жизни возвращается на круги своя. Так и Ангелина Игнатьевна, завершив свою школьную деятельность, вернулась в свой родной дом, в свою родную деревню. Но жизнь продолжается и на заслуженном отдыхе. Скромный быт, общение с соседями, родственниками, посильный труд по дому и на огороде наполняют её жизнь сейчас. И пусть краски этого периода уже не так ярки, как раньше, Ангелина Игнатьевна воспринимает это как должное. А что впереди, рассуждает она, время покажет, зато за своё прошлое А.И. Сурова может быть абсолютно спокойна - всё было правильно.