Приволжская новь
Общественно-политическая газета Приволжского района

«Подари мне платок»

«Подари мне платок -
Голубой лоскуток.
И чтоб был по краям
Золотой завиток.
Не в сундук положу -
На груди повяжу,

И что ты подарил,
Никому не скажу», -

пела Александра Стрельченко своим звонким незабываемым голосом. Очень душевно! Так и представляешь всю красоту павлово - посадских платков. И, несмотря на то, что их у меня теперь целая коллекция, благодаря сестрёнке, тоже любительнице прекрасного, на очередной выставке художественных промыслов России всё равно глаз от них оторвать невозможно, так чудесны всё новые расцветки!
Папа вспоминал, как его мама одевала сначала на голову ПЛАТ, потом ПОЛУПЛАТ (косынкой, как я поняла) - модница была! И шаль имела с кистями!


Мамина мама - бабушка, которая меня вырастила, всегда голову покрывала белым платком, ну, или с мелким горошком, а зимой поверх надевала платок толстый, пушистый, тёмно- серого цвета (к чёрному салопу на лисьем меху).
В моей девичьей жизни первый платок подарила мне мама, когда я приехала зимой на студенческие каникулы. Подвела к трюмо и сказала закрыть глаза, а потом спрашивает, что я чувствую? - «Ничего», - отвечаю я, а она, довольная, разрешает открыть глаза. И что я вижу? На плечах у меня белая пуховая «паутинка» - платок, мало того, что невесомый, так он в обручальное кольцо весь проскальзывал!
Причём сама она платков никогда не носила, даже когда любимый зять привёз ей в подарок настоящий тёплый толстый пуховый платок. Прямо как в песне Людмилы Зыкиной: «я тебя, моя мама, согрею оренбургским пуховым платком...»
А меня-то как удивил: не своей маме тогда принёс с работы, как дефицит тогда, а тёще! Правда, и мои родители его как сына любили: не знали куда посадить и чем угостить!
Так и вижу, как мама его потчует за столом, а папа уж как радовался - очень сына хотел всегда!
Когда-то давно на экскурсию в Павловский Посад я ездила из Москвы, но как-то не впечатлилась: всё было наспех, много рассказывали про технологию и основателей этого дела и ...цирк - целый автобус женщин завели на полчаса (!)в магазин при фабрике...
Всё-таки красота требует хотя бы времени!

РОМАНС
О ПАВЛОВОПОСАДСКОЙ ШАЛИ


Полуторовековое присутствие в русской моде павловопосадских платков - одна из загадок нашей истории.
Слово ШАЛЬ - персидское: так называли привозимые из Кашмира шали, вытканные из козьего подшерстка, а слово ПЛАТОК - исконно русское ( плат - кусок ткани). Но оба слова прижились, обозначая одно и то же. Вот вам и ключ к одной из тайн шали из подмосковного городка Павловский Посад. От географического положения России никуда не деться - к востоку она простирается и к западу, и из всех этих влияний, заимствований что-то своё сотворяется, входит в кровь и плоть многих поколений, родным становится.
Были времена, когда ручная набивка узоров считалась крестьянским искусством, ремеслом, а шали были частью народного костюма. Про то что у павловопосадской фабрики имелись основатели, что с середины XlX века слава этих ярких, шикарных шалей гремела по всей Российской Империи, уже никто не вспоминал. И редко можно было зимой встретить кого-то в шали с цветочным или персидским узором. Все оглядывались, завидовали, но стоило такое чудо очень дорого.
Когда же и кем была придумана павловопосадская шаль? История эта непростая, много в ней событий забытых, которые в архивах специалисты собирают, много и того, что в старинных модных журналах можно увидеть или в  книгах с орнаментами восточных ковров и тканей. Но это как далёкая музыка, когда звук едва доносится. Так сложилось, что павловопосадские шали ни на какие другие не похожи, они - ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ РОССИИ.
Так было не всегда. Лет 100 назад, когда мода на такие шали была очень большая, работало множество фабрик подобных павловопосадской, даже в Австро-Венгрии было схожее производство. Менялись способы нанесения орнамента и краски.
В середине XlX века впервые стали выпускать шали из шерсти. Они получались лёгкими и шелковистыми, с нежным блеском.
Но после 1917 года многие платочные производства закрылись, а павловопосадское - нет.
Очевидной стала не только  русскость павлопосадских платков, но и их удивительная роль в культуре.
Мало что сохранилось из прошлых мод, из того, что украшало наших прабабушек и бабушек, а павловопосадские так же сияют и радуют. Может быть, дело в самой природе шали, как куска мягкой, тёплой, узорной ткани?
Павловопосадскими шалями украшают интерьер, их используют как скатерти, покрывают ими диваны, кресла, шьют артистические костюмы самые известные коллективы.
Но и это не всё: остается завораживающий своим разнообразием огромный цветущий сад павловопосадских узоров. Кажется, ароматом роз, сирени, левкоев веет от поверхности шалей. Это не просто творчество великолепных художников, опоэтизированная природа, которая может только присниться или повториться в каких-то прекрасных духах, это странный мир ОРНАМЕНТА. Его ритм притягивает и впечатляет и может считаться отдельным видом искусства. По мере развития точных наук знакомый орнамент неожиданно предстал стройной системой понятий из области высшей математики. Немецкий учёный Герман Вейль установил что «искусство орнамента содержит в неявном виде наиболее древнюю часть известной нам высшей математики». Вот вам и садовые цветы да «огурцы» турецкие!


 
ДАВНЫМ - ДАВНО


У шалевой моды в России есть два образа. Один - аристократический, царственный или боярский,  второй попроще, но зато у него, как оказалось, очень долгая и счастливая получилась жизнь. Когда в далёком Париже грянула Великая французская революция, и старым королевским модам пришёл конец, в нашем Отечестве недалеко от Москвы, в селе Павлово, крестьянин Иван Дмитриев Лабзин получил право заниматься ткачеством. Шёл 1795 год. Никто и слыхом не слыхивал, что там, в парижах, происходит, что началась новая ампирная мода. Дамы света освободились от корсетов, надели лёгкие прозрачные платья прямого покроя и стали похожи на древнегреческих нимф. Эта «нагая» мода тут же долетела до российских дворянских салонов. И юные, и немолодые дамы появились на балах в платьях хоть и наимоднейших, но для русской зимы непригодных. А зима - время балов.
Тут снова по какому-то знаку свыше, спасая модниц от простуды, и даже хуже того, от неминуемой гибели, случилось следующее: Император Франции Наполеон Бонапарт, пылко любивший Жозефину, прислал ей из своего египетского похода трофей - необыкновенно тёплую, большую, лёгкую, украшенную тканым узором кашмирскую шаль. Жозефина надела подарок мужа на какое-то торжество. Париж ахнул, да что там Париж! Во всей Европе и России началось увлеченье шалями такое, что без нескольких ампирных шалей невеста считалась бесприданницей, не говоря о том, что шали спасали от холода.
Итак, началась ЭПОХА ШАЛЕЙ.
Где-то за освещёнными множеством свечей окнами дворянских особняков замелькали фигуры дам в длиннющих шалях с вытканными гирляндами цветов и веток сирени..
К 1830 годам эти сокровища русского ткачества выйдут из моды. Тысячи крепостных мастериц, создававших всё это великолепие, будут доживать свой печальный век, так и не узнав, что молодой фрвнцузский инженер Жозеф Жаккар изобрёл новый ткацкий станок. В его честь и по сей день станок называют ЖАККАРДОВЫМ. С огромной, по сравнению с ручным трудом, производительностью на станке ткали ткани и, конечно, шали.

На фото: изобретатель нового ткацкого станка Жозеф Жаккар


Мода в те времена менялась не так значительно, как в наши дни, поэтому, когда правнук того Лабзина - основателя фабрики - взялся за дело вместе с В.И.Грязновым, они вначале выпускали шали без узоров. К тому же силуэт городского костюма диктовал иную форму шали - квадратную. Удобнее она была и очень хорошо смотрелась на плечах и на кринолине юбки. Такие шали были тяжеловатые, и в пьесах А.И. Островского есть такие слова:» Принесите мне ковровую шаль!»
Массовое производство жаккардовых шалей в России и Европе, казалось бы, должно было насытить рынок. Но случилось обратное.
К середине XlX века в России очень быстро стало подниматься купечество, многие были выходцами из ремесленников, крестьян, мелких торговцев. Богатые купчихи перенимали новейшие парижские и венские моды, но душа тянулась к привычной красочности народного костюма. В эту раздвоенность, неустойчивость, своеобразное понимание моды, как в яблочко попала шерстяная с цветочным или «турецким» узором шаль, которая угодила огромному числу модниц, так как соответствовала типу лица, манере двигаться, национальному укладу жизни.
С тех пор, как воцарился на павловопосадских шалях сверкающий цветочный сад, был и остаётся у каждого орнаментального производства свой автор. В давние 1840 годы более 500 рисовальщиков готовили в год в одной только Москве.
Большим Государственным гербом - знаком наивысшего качества- была удостоена павловопосадская продукция в 1896 году на Всероссийской художественно- промышленной выставке в Нижнем Новгороде.
А какие поэтичные названия шалей: лебёдушка, княжеская, чистые росы, полнолуние, сиреневый туман, хохлома, нежность, цветущий сад, рябина, русская красавица, турецкая, загорские колокола, времена года, лунный свет, весна, гжель, мелодия осени, у камина и другие.
Среди загадочных теней дома сияют павловопосадские платки. Как будто кто-то только что вышел, словно замерло время или вот-вот повторит свой круг, и послышатся голоса, зазвенят чайные чашки и потянет еловым дымом от самовара…

Н. Котова,
Москва - Приволжск