В музейно-выставочном комплексе Плёса «Присутственные места» открылась выставка «Исаак Левитан и его наставники».
Проект продолжает творческое сотрудничество Плёсского музея-заповедника и Государственного Русского музея, которое началось в 2024 году.
Выставка наглядно демонстрирует эволюцию жанра пейзажа в московской школе живописи в к. XIX – нач. XX вв. на примере творчества Исаака Левитана и его современников и наставников - Василия Поленова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Льва Каменева, Василия Перова.
Говоря о развитии реалистической пейзажной живописи в России, необходимо начать с имени Ивана Шишкина - одного из крупнейших мастеров этого жанра, получившего признание ещё при жизни и снискавшего поистине всенародную любовь. Его картина «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1889) является прекрасным дополнением экспонируемого собрания.
Свои образы, темы и путь в искусстве великий русский художник Исаак Левитан обрёл ещё во время обучения в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Главной героиней полотен мастера стала русская природа. Особый интерес у зрителей выставки вызовет известная картина Левитана «Золотая осень. Слободка» (1889), написанная им во время поездок на Волгу в окрестностях Плёса.
Хорошо знакомые всем с детства пейзажи Исаака Левитана поражают удивительной эмоциональностью и непосредственностью восприятия натуры. Сам художник отмечал, что умение видеть прекрасное в будничной и скромной русской природе и желание служить своим искусством тем, кому трудно живётся, воспитал в нём Василий Перов, в натурном классе которого талантливый юноша начал свою учёбу в МУЖВиЗ. Перов был душой всего училища, его яркое дарование и демократические убеждения отвечали горячим порывам творческой молодёжи. Каждая новая картина профессора удивляла смелостью и жизненной правдой.
Судьбоносной оказалась встреча Левитана с «первым учителем пейзажного класса» Алексеем Саврасовым, с которого, как говорил сам Исаак Ильич, и начинается наш русский пейзаж. На выставке представлена работа Алексея Кондратьевича «У ворот монастыря» (1875), которая входит в его знаменитый «радужный цикл» картин. Полотно интересно сложной игрой света и тени. Скит «Боголюбская киновия», изображённый на работе, находится вблизи Сергиева Посада под Москвой, где художник часто отдыхал со своей семьей.
Если Саврасов учил будущих художников понимать поэтику русской природы, то мастерство и изящество мазка кисти открыл для Левитана другой его учитель - Василий Поленов. Он показал своим ученикам возможности современной живописной техники. Пленэрный метод письма с прозрачностью световоздушной среды, с чёткими выразительными планами потом отразится в произведениях, созданных последователями мастера, в том числе в творчестве Исаака Левитана.
«Сотрудничество с Русским музеем уже стало доброй традицией. Отрадно, что наш город располагает музейными возможностями, которые позволяют показывать предметы бесценных коллекций. А Государственный Русский музей обладает крупнейшим собранием произведений русского искусства, - поделился Председатель Совета Плесского городского поселения Тимербулат Каримов. - Благодарим за доверие директора Русского музея Аллу Юрьевну Манилову и всех сотрудников музея».
Сайт Плесского городского поселения